Забыли пароль?

Динамические характеристики шара   

Динамические характеристики шара - это заявленнные производителем возможности шара, выраженные в условных унифицированных и систематизированных параметрах. Наиболее важными из них для понимания при выборе шара являются следующие:

Флэа-потенциал (Flare Potential) - перемещение угла первоначальной оси вращения (в момент, когда игрок отпускает шар) к углу оси вращения в заключительный момент движения шара по дорожке (в момент соприкосновения с кеглями). О величине флеа можно судить по масляному следу на поверхности шара после броска. Шар, совершающий вращение вокруг одной постоянной оси, не имеет никакого флэа потенциала. В таком случае след от масла представляет одно замкнутое кольцо. При положительном значении флеа-потенциала след от масла имеет вид спирали, а его величина - это максимальное расстояние перемещения оси шара, при условии броска с максимальной силой. Игрок не всегда может полностью использовать потенциал флеа. Большая величина флэа-потенциала означает, что шар на каждом последующем вращении касается дорожки новой, сухой поверхностью. На натертой части дорожки это не сильно влияет на движение шара, но в сухой зоне сухие поверхности шара соприкасаются с сухой поверхностью дорожки, что увеличивает коэффициент трения и приводит к раннему и более длинному (не ярко выраженному) хуку. Напротив, при меньшем значении флэа-потенциала шар заходит на сухую зону испачканной в масле поверхностью, трение уменьшается и происходит дальнейшее качение, в результате чего хук наступает позднее и становится более определенным. Флэа-потенциал также показывает, какие шары лучше подойдут для жирных дорожек (флеа потенциал больше), а какие - для более сухих (флеа потенциал меньше).

РГ (RG) - Радиус гирации показывает, насколько быстро шар начинает вращаться после того, как игрок его отпускает. Шар с большим РГ на сухих дорожках дольше сохраняет энергию и начинает закручиваться позднее. Шар с маленьким РГ на "жирных" дорожках закручивается быстро, причем его траектория представляет собой более плавную дугу. Для измерения РГ шара используют три оси. Ось Z проходит через точку PIN - точку на поверхности шара, которая обозначается цветом, отличным от цвета покрытия, и указывает на осевое направление внутреннего весового блока. Ось Х находится на расстоянии 6,75 дюймов от пина и проходит через центр тяжести (эту точку производители шаров также отдельно обозначают на поверхности шара). Ось Y равноудалена на расстояние 6,75 дюймов от осей Х и Z. Несмотря на то, что все шары одного веса имеют одинаковый размер, конструкция у всех шаров различна. У некоторых одно ядро и одно покрытие, у других - ядро и покрытие состоят из двух , трех и более частей. Каждый из материалов, используемых в производстве ядер, имеет определенную плотность (отношение веса к единице объема). Например, цирмонит (используемый в шарах Columbia) имеет большую плотность, чем висмут-графит (в шарах Brunswick), который, в свою очередь, по плотности превосходит обожженную керамику в других шарах от Columbia и Track. При этом у всех шаров есть одна общая характеристика - расстояние, на котором находится вес шара от оси его вращения. Это расстояние и есть радиус гирации (РГ). Значение РГ рассчитывается как квадратный корень из отношения момента инерции шара к его массе. Рассмотрим для примера шар с максимальным радиусом - 4,2975 дюймов. Теоретически, величина РГ может изменяться от величины, близкой к нулю (если ядро сделано из ультра-плотных материалов, а покрытие - из материалов наименьшей плотности) до чуть менее 4, 2975 дюймов (если ультра-плотные материалы использованы для покрытия, а в центре шара - легкий пенообразный материал). В первом случае тяжесть шара смещена к центру, во втором - к поверхности. Проблема в том, что, если бы величина РГ не была ограничена, разница в движении шаров была бы огромна. Первый шар закрутится сразу же и скатится в желоб, второй прокатится по всей длине дорожки и не закрутится никогда. Чтобы стандартизировать характеристики движения шара уже на стадии производства, ABC/WIBC ввел минимальную и максимальную допустимые величины РГ. Минимум РГ - 2,430 дюймов, максимум - 2,800 дюймов. Это означает, что каждый шар должен двигаться так, чтобы его вес вращался в пределах 2,430 - 2,800 дюймов от оси. Поскольку диапазон возможных величин РГ - от 0 до 4,2975 дюймов, практически все шары попадают в разряд шаров со средним РГ. Поэтому, когда говорят о шарах с маленьким, средним или большим РГ, имеется в виду показатель в пределах разрешенных средних величин РГ (2,430 - 2,800 дюймов), а именно:- маленький РГ = 2,430 - 2,540 дюймов, средний РГ = 2,541 - 2,690 дюймов, большой РГ = 2,691 - 2,800 дюймов. Естественно, по законам математики и динамики границы маленького, среднего и большого РГ для шаров с большим флэа-потенциалом немного больше. Что показывает РГ? Как и все в боулинге, отдельно взятая величина РГ сама по себе может сказать немного. Это индикатор длины. На поведении шаров это сказывается так: шары с маленьким РГ закручиваются легче и быстрее, т.к. их вес расположен относительно близко к центру шара и раньше заходят на хук; шары со средним РГ немного труднее закрутить (требуется приложить больше сил), и в большинстве случаев шар катится по дорожке дальше, затем закручивается и переходит к хуку позднее, чем шар с маленьким РГ; шары с большим РГ закручиваются труднее всего, так как их вес сконцентрирован далеко от центра, катятся по дорожке дальше, закручиваются гораздо позднее и уходят на хук позже шаров других типов.

Дифференциал (Differential) - разница между самым большим и самым маленьким РГ для данного шара, которая зависит от его веса. Рассчитайте наибольший РГ, вычтите из него наименьший РГ, и получите дифференциал. ABC/WIBC установил стандарт для максимального дифференциала - 0,080. Минимального стандарта не существует. Что показывает дифференциал? Это показатель, тесно связанный с флэа-потенциалом шара. Шары с дифференциалом 0,01-0,02 обладают меньшим флэа-потенциалом, 0,03 - 0,04 - средним, а 0,05 - 0,08 - большим флэа-потенциалом. Также дифференциал указывает на то, насколько разное расположение отверстий для пальцев может повлиять на длину движения шара. Шары с маленьким дифференциалом могут при различном сверлении демонстрировать небольшую разницу в длине (40-80 см), а разница в длине движения шаров с очень большим дифференциалом может превосходить 3 м.

Хук (Hook) - это резкий поворот в движении шара справа налево (для правшей). Для игрока большого значения не имеет, как и для выбора шара. Почему же эту характеристику включают во все таблицы? Потому что многие игроки верят, что хук означает "только страйки". Величина хука просто указывает, сколько досок дорожки в среднем может пересечь определенный шар при правильном броске на основании всех вышеизложенных характеристик. Заметим, это весьма приблизительное, неточное число. Оно не скажет, где и почему шар заходит на хук, что гораздо важнее. Само по себе значение "хук" - бесполезная информация.

Длина (Length) - величина, которая показывает, как далеко шар прокатится по дорожке, прежде чем перейти к хуку. Она не включает поправку на скольжение (зависит от типа натирки дорожки) или на дополнительную обработку поверхности шара (матирование или полировка). Различные производители используют собственную шкалу измерения этой величины (обычно от 1 до 10 или от 1 до 20).

Бэкэнд (Backend/Backends) - характеристика, имеющая 2 значения. Во-первых, это - задняя часть дорожки, непосредственно перед кеглями, на которой должен произойти хук. Упоминается также как "сухая зона", т.е. часть дорожки, не покрытая маслом. Во-вторых, как динамическая характеристика шара, - угол или степень хука на брейк-пойнте (точка резкого изменения траектории). Заметим, что брейк-пойнт может наступить на любом удалении от начала дорожки и необязательно на сухой зоне. Динамическая характеристика шара "бэкэнд" показывает не место, где шар заходит на хук, а величину угла хука. Обычно измеряется по шкале от 1 до 10. Это условные цифры, используемые исключительно для целей сравнения.




Rambler's Top100